Опера Гарнье

Опера Гарнье в ПарижеОпера Гарнье — оперный театр балета в Париже или Гранд-Опера (по фр. Grand Opéra de Paris). Здание оперы невероятно напыщенное: цветной мрамор, картины, мозаики. Здесь каждая деталь продумана, каждая скульптура идеальна со всех сторон. Когда вы ходите по зданию театра, постоянно видите великолепные вещи.

Как купить билеты в Гранд-Опера в Париже

Как купить билеты в Гранд-Опера в ПарижеВы можете купить билеты в парижскую Оперу Гарнье на балет или оперу только на официальном сайте www.operadeparis.fr. Там же ознакомиться с афишей и репертуаром, информация доступна на французском и английском языках. Стоимость билетов на представления начинается от 50 евро. Билеты в день спектакля приобрести нереально, нужно позаботится об этом заранее.

Купить входной билет в здание Гранд-Опера без очереди онлайн.

Если вы хотите полюбоваться внутренней красотой Гранд-Опера без представления, можете купить входные билеты на официальном сайте GetYourGuide. Цена билета на 2019 год составляет от 12 до 14 евро, в зависимости от сезона. С ним вы войдете вне очереди в знаменитое здание Оперы Гарнье, самый большой оперный театр в Европе. Информация о том, что включено — на русском языке. Время посещения с 10:00 до 17:00.

Экскурсии по Опере Гарнье на русском языке

Экскурсии по Опере Гарнье на русском языкеВы можете посетить здание Оперы Гарнье самостоятельно или заказать индивидуальную экскурсию с пианисткой и музыковедом. Стоимость экскурсии по великолепной Гранд-Опера де Пари от 110 евро. Вы узнаете об истории строительства и внутренней кухне оперы. Вы посетите зрительный зал, фойе, ротонду и библиотеку-музей. Входной билет в стоимость экскурсии не включен.

Где находится оперный театр в Париже

Опера Гарнье находится в IX округе, в конце проспекта Оперы, около одноименной станции метро. Адрес: 8 Rue Scribe, 75009 Париж, Франция. На карте города это чуть выше Лувра и сада Тюильри.

Время работы кассы оперы

Касса работает:

  • Пн-пт: 9:00–16:30, сб: 9:00–13:00;
  • Июль-сентябрь: 9:00–17:30.

Как добраться до Гранд-Опера

До здания Большой Оперы можно добраться на общественном транспорте:

  • Метро: Ст. «Opéra», линии M3, M7, M8;
  • Автобус: Ост. «Opéra», 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95.

Уникальность здания Grand Opéra

Уникальность здания Grand Opéra
С инженерной точки зрения театр совершенно уникален. Над линией крыши, за куполом, имеется возвышение. Здесь располагается механизм для поднятия и спуска на сцену декораций. Под зеленым куполом есть еще один. Между этими двумя куполами есть пространство, куда во время представления смещается огромная люстра. А в подвальном помещении под сценой находится резервуар с водой.

В этом здании впервые было принято решение объединить оперу и балет. Однако, 25 лет назад построили еще одно здание — Опера Бастилия и оперу перенесли туда. Теперь там и опера и балет, а тут преимущественно балет, который парижане очень любят. Но один оперный театр в сезон неизменно идет в Гарнье.

Опера Гарнье в цифрах

  • Здание занимает 11 000 кв. метров;
  • В зале 1156 мест;
  • На крыше здания 4 улья;
  • В штате театра 154 танцовщика;
  • Жемчужина зала парижской оперы — плафон расписанный Марком Шагалом в 60-х годах. Более 200 кв.м живописи и 200 литров краски;
  • В библиотеке хранится 600 000 документов, она также является музеем;
  • Люстра — 7 тонн бронзы и хрусталя, 340 ламп.

История строительства Большой Оперы

История строительства Большой ОперыВ 1852 году к власти пришел Наполеон III и начал кардинальное обновление столицы. В 1860-х годах барон Осман, мэр города Парижа начал работу над зарождением города зрелищ. Ему было поручено избавиться от петляющих узких улочек и непримечательных домов, наполнить улицы светом, проложить канализацию. Он высвободил длинные, широкие и просторные проспекты, чтобы облегчить передвижение по городу , в том числе кавалерии.

По одной из версий причина постройки новой оперы вызвана покушением на Наполеона III, в тот момент, когда он возвращался из старой оперы, затерянной в узких парижских улочках.

Конкурс на создание оперного театра собрал 171 проект. Победителем вышел малоизвестный молодой человек 35-и лет Шарль Гарнье. Он уловил дух времени. Архитектор объединил испанский и иезуитский стиль XVII века и стиль итальянского фасада эпохи Ренессанса.

Архитектор Гранд-Опера - Шарль Гарнье

На открытие пришла императрица Евгения — супруга императора Наполеона III и заявила архитектору Шарлю Гарнье: “Скажите что же это за стиль? Не греческий, не римский, он не имеет никакого названия”. На что архитектор ответил: “Мадам, все эти стили уже устарели. Этот стиль называется — стиль Наполеона III”. Именно так появилось название стиля “второй ампир (с французского — империя)”. Для стиля характерно богатство убранства и декора, золото с патиной, сочетание черного цвета и золота.

На начальном этапе строительства появились проблемы. Препятствием стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся, под фундаментом.Они попадали через сеть подземных ручейков, которые когда-то впадали в Сену на ее отрезке от площади Республики до дворца Шайо. Шарлю Гарнье удалось изолировать подвальное помещение двойной стеной.

В этой двойной стене поместил свою комнату пыток писатель Гастон Леру, создатель знаменитого романа “Призрак оперы”. Говорят, многое для своей книги он брал из воспоминаний архитектора.

Когда проблема грунтовых вод была решена, пришло известие о падении Седана. Крушение империи прервало строительство на длительный срок. Во время существования парижской коммуны революционеры устроили в уже построенных залах оперы склад продовольствия, расстреливали узников и держали заключенных. Когда версальцам удалось ворваться в город 21 мая 1871 года подвальные помещения оперы были использованы для тайных казней коммунаров. После падения коммуны строительство возобновилось и было закончено несмотря на войны и революции. 5 января 1875 года, через 15 лет после начала работ, торжественно открыли самый большой в Европе театр.

Фойе

Фойе и лестница в Опере ГарньеКогда мы заходим внутрь, то видим перед собой большую лестницу с канделябрами и полуколоннами, элементы из гипса. Очень красиво расписан потолок художником Полом Бодри. В центре фойе установлена копия бюста архитектора Шарля Гарнье. Арабески указывают на стиль Второй империи. В особенности криволинейная конструкция лестницы. Территория отведенная для общения по величине практически равна пространству, которое занимает сцена, оркестровая яма и зрительный зал. Здесь есть балконы с которых открывается хороший и необычный вид под разными углами. Представлены костюмы со спектаклей.

Костюмы со спектаклей оперыПри проектировании фойе, Гарнье ориентировался на парадные галереи старых замков. Высота потолка в большом фойе — 18 метров, длина помещения — 54 метра, ширина — 13 метров.

Зал

Зрительный зал Оперы ГарньеТеатр круглый и из лож открывается вид на 180 градусов. В зале практически нет неудобных мест. В некотором смысле эта архитектура предназначена для смены положений. Каждая ложа имела свой вход и была отгорожена от других занавесками. В партере обычно располагались настоящие балетоманы, которые хотели разглядеть танцовщиц поближе. Дамам не разрешено было показывать даже щиколотку, а в балете полуобнаженные тела можно было посмотреть легально. Стены и потолок украшены лепниной и мрамором.

Плафон оперы

Плафон Оперы Гарнье, расписанный Марком ШагаломМарк Шагал нуждался в признании, как любой художник, приехавший в Париж. Его ожидало везение, его друг Андре Мальро был министром культуры. Когда ему пришло в голову заменить классический плафон в парижской опере на более современный, художник получил заказ в 1964 году. Как выглядел оригинальный потолок почти никто не помнит.

Художник разделил плафон на пять секторов. Каждый сектор содержит сюжет классических опер и балета:

  • На белом фоне — «Пеллеас и Мелизанда»;
  • На синем фоне — «Борис Годунов»;
  • На желтом фоне — «Лебединое озеро» и «Волшебная флейта»;
  • На красном — «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»;
  • На зеленом — «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда»;
  • В центре — сюжет из «Кармен». А также другие персонажи и достопримечательности Парижа.

Фойе де ля Данс

Один из самых красивых залов в театре Гарнье называется “Фойе де ля Данс” — танцевальное фойе или продолжение сцены. В этом фойе встречались счастливые обладатели абонементов, трижды в неделю посещавшие балеты и трепетные балерины. Встречи танцовщиц и балетоманов были обставлены так, будто балерины прибегали в фойе поупражняться перед выходом на сцену. Палка балетного станка была обита бархатом. После таких свиданий казна тетра пополнялась щедрыми взносами. В балеринах француженках уживаются очаровательная воздушность неземных созданий и практичность хорошего бухгалтера. Когда дамы стали демонстрировать не только щиколотки и волна интереса к балеринам несколько улеглась, “Фойе де ля Данс” переделали в репетиционный зал.
Фойе де ля ДансГарнье построил настоящий театр. То, что видят обычные зрители впечатляет только своей красотой, а вот размерами впечатляет сценическая часть театра. “Студия Франкетти” — одна из самых старых студий театра. Здесь ставились все балеты, старинные и классические. Ее не переделывали и не перестраивали. В большом куполе находится основная “Студия Пяти-Па”. Под ней еще две: “Ля Фарт” и “Нуриф”, которые объединяются при желании.

Поклонники оперы и свидания в театре

Опера была настолько популярна в Париже XIX века, что в ложах театра нередко решались важные государственные вопросы и назначались свидания со всеми вытекающими последствиями. Не только в Париже отцы благородных семей обставляли свидания, как семейный поход в оперу. Пока законные супруги и дочери приобщались к искусству в центральных ложах театра, господа наведывались в ложе боковые.
Боковые ложе в зале оперыВ каждом старинном театре архитекторами было сделано все возможное, чтобы в антракте дамы столь разных предназначений не оказались в одном помещении. Архитектор парижской оперы сыграл со зрителями недобрую шутку. Гарнье первым не стал делать фойе на каждом этаже, как это всегда делали во всех французских театрах. Он сказал, что нужно собрать всех в одном месте и создал большое шикарное фойе.

В день открытия театра все рассматривали убранство помещений и никто не обратил друг на друга внимания. Этот день зафиксирован как один из самых курьезных в парижском обществе. Дамы света и дамы полусвета оказались в одном помещении и не возникло никакого скандала.

Библиотека-музей

Библиотека в Гранд-ОпераВ библиотеке оперы хранятся книги связанные с историей театра, картины, фотографии и макеты театральных декораций.

Легенды

Число 13 стало для оперы ключевым. Опера Гарнье — 13 опера в Париже. На 13 ступеньке подскользнулась и скончалась одна из танцовщиц труппы.

В конце XIX века одна из частей огромной люстры, которая висит в центре зала упала и придавила гостью, которая сидела на кресле №13.

“В Пале Гарнье давали Фауста и Маргарита произносит: О тишина, о счастье, непроницаемая тайна — произнесла Маргарита и раздался грохот в зале. Противовес, который удерживал люстру оборвал канат. Погиб лишь один человек, многие были ранены и ужасно напуганы”.

Герой романа “Призрак оперы” всегда смотрел спектакли в пятой ложе. По сей день на двери есть номер 5 и надпись “сдана”. Двери постоянно хлопают, кто-то гремит ключами. И даже история о том, как упала люстра и убила одну из зрительниц описана в романе.

Призрак оперы

Легенда гласит, что молодой талантливый пианист был влюблен в балерину, но в старом здании оперы случился пожар и молодая девушка погибла, а юноша получил сильный ожог лица. С тех самых пор он заточил себя в подвал и сочинял музыку в траур о своей любимой. В здании оперы ему посвящена ложа “Ложа призрака оперы”.

А еще юноша был большим хитрецом. В XIX веке он вымогал деньги у директора оперы говоря, что если тот не хочет, чтобы призрак пугал зрителей, надо каждый месяц подкладывать в его ложу 5 000 франков. Откуда он успешно их забирал.

Пасеки Гранд-Опера

Пчелы в Опере ГарньеЗолотой бюст Шарля Гарнье находится на достаточной высоте, чтобы сохранять неуязвимость для возможных вандалов. На протяжении 135 лет он был неизменен, но однажды бюст почернел, как-будто ожил. Лицо его исказилось страшными гримасами. Оказалось, что Гарнье облепили сотни пчел. Откуда они взялись в центре Парижа?

Жан Поктон работал театральным реквизитором, закончил курсы пчеловодов и купил себе улей.

“Хотел отвезти его в свой загородный дом. Не позднее чем через 48 часов пчел надо было выпустить, иначе они бы погибли. А тут премьеры и с работы никто не отпускает. Пожарный оперы предложил отнести их на крышу. Он форель разводит в пожарном озере под театром. Выпустил я пчел и пошел готовиться к премьере”.

Разлетелись пчелы по окрестным бульварам, а назад вернулся огромный рой и почему-то улей они не сразу нашли, а пристали сначала к бюсту. Шум поднялся в театре, паника. Пчеловода-реквизитора отыскали и потребовали немедленно освободить архитектора.

“А что я мог сделать? Пчелы тоже иногда представление устраивают. сейчас повыступают и улетят”.

Чтобы отношения наладить, первую банку меда Жан подарил дирекции и подписал: “Мед с крыши парижской оперы”. Они оценили такой подход и предложили продавать мед в театре, как сувенир. Баночка 125 гр. — 12 евро. Реквизитором Жан Поктон больше не работает. Говорят, по вкусу этот мед жвачку напоминает, но покупают его не за вкус, а за надпись.

Скульптурная группа “Танец”

Скульптурная группа “Танец” самая известная в Опере Гарнье. Она вызвала много восхищений и нареканий со стороны завистников Карпо и пуританских парижан, которые требовали демонтировать статую. Ее очень часто оскверняли, бросая в нее бутылки с чернилами. В начале ХХ века было принято решение перенести скульптурную группу в музей Орсе. На фронтоне театра сейчас копия, исполненная Полем Бельмондо.

Интересные факты о Гранд-Опера

  • В контракте директоров театра значится отдельный пункт, в котором оговаривается, что ложе номер 5 никто не имеет права сдавать. Намек на то, что она закреплена за призраком оперы.
  • Когда театр открыли в 1875 году использовали газовое освещение. Люстра с дымоходом через который выходил газ.
  • Сегодня спасатели Парижа тренируются и ныряют в резервуаре с водой под зданием оперы.
  • Шарля Гарнье забыли пригласить на открытие оперы. Он покупал билет за свои деньги.
  • Подземелье театра больше, чем надземная часть. Никто из тех, кто когда-либо работал в театре не может похвастаться, что посетил каждый уголок оперы.
  • Парижане называют сцену Пале Гарнье прекрасной золотой рамкой. Это очень по-французски, когда в старую раму заключают не раритетную гравюру, а нечто современное.
  • Главным декоративным элементом Оперы Гарнье является лира.
  • Круглые окна с лирой Аполлона — символ парижского театра.
  • Неподалеку от пасеки, Аполлон золотой лирой изящно загораживает громоотвод на крыше Гранд-Опера.
  • Сделать так, чтобы опера, как бы давно она не была написана, как можно больше напоминала современную жизнь. Это одно из главных требований к оперному режиссеру в наши дни. Опера должна быть актуальной. Режиссеры и художники театра озадачены тем, как поярче представить человеческую трагедию.
  • Со дня открытия театр назывался — Национальная Академия Музыки. С середины XX века это здание называется — Национальная Парижская Опера или “Гранд-Опера”.
  • 15 лет жизни Шарля Гарнье, проведенные в борьбе за воплощение мечты, вылились в печатный 2-х томный труд: “Парижская опера, как это было”.
  • Архитектор обожал спуститься в подвал, сесть на краю озера. “И пока смотришь на это озеро, нет — нет, да и посетит тебя мысль, что иногда неприятные события выплескиваются за пределы театральной реальности. Как вода переливается из одного края бассейна”.
  • Дега изображал и фойе и сцену. Есть замечательные работы Мэри Кассат, она изображала женщин на балконе. Например, портрет ее сестры.
  • В Гранд-Опера выступали Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский и Сергей Лифарь.
  • Завершение строительных работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом.

По-парижски, когда люди располагаются на ступеньках шикарного оперного театра, перегруженного вычурными деталями, чтобы почитать книгу или поболтать с подругой. И мужчины не обязательно в галстуках, женщины не в бриллиантах, и не метут полы норками. Всякий здесь играет свою роль..

В 2000 году главный фасад оперы был полностью восстановлен, он заново обрёл свою первоначальную многоцветность, а статуи — позолоту.