Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери — творение средневековых зодчих, построен в XII-XIV вв., в готическом стиле. Высота, конструкции, внешний облик – все это завораживает. Собору уже более 850 лет, он хранит в своей истории древние тайны и легенды.

Внимание! Не бронируйте экскурсии в Нотр-Дам-де-Пари в ближайшие время! В Соборе Парижской Богоматери произошел пожар 15.04.2019, читайте тут.

Место расположения собора

Утром четвертого дня мы отправились на остров Сите, чтобы посетить готическую часовню Сен-Шапель и Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Это 4 округ Парижа, под названием Отель-де-Виль.

Место, где расположен собор, издавна было святым. Кельты проводили религиозные обряды на острове Сите. Позже римляне построили свой храм посвященный Юпитеру. В VI веке возникла христианская церковь Сент-Этьен, а позже собор Нотр-Дам-де-Пари в романском стиле.

Экскурсии по Нотр-Дам-де-Пари

Экскурсии по Нотр-Дам-де-Пари на русском языке

В соборе проводятся бесплатные экскурсии, сбор при входе у экскурсионного стола. Стоимость аудиогида: 5 евро. Уточняйте наличие русского языка в аудиогиде. Вероятнее всего, что его там не будет.

Если вы хотите посетить экскурсию по Нотр-Дам-де-Пари с русскоговорящим гидом, узнать историю главного французского собора и начать лучше понимать парижан, мы рекомендуем вам выбрать для этого платформу Tripster, и купить экскурсии онлайн.

На выбор представлены 3 атмосферные экскурсии по Собору Парижской Богоматери на русском языке, с описанием и фото от гидов, которые живут в Париже:

  1. Прогулка по историческому центру с посещением собора Нотр-Дам. Это самая недорогая экскурсия, стоимость которой 20 евро. Длительность экскурсии 2 часа, но только 45-50 минут посвящены собору.
  2. Нотр-Дам де Пари — вокруг и внутри. 1,5 часовая индивидуальная экскурсия, после которой вы поймете, почему писатели посвящали Нотр-Даму книги, а архитекторы — сердца. Цена 30 евро.
  3. Нотр-Дам-де-Пари — cимфония в камне. Подробное изучение собора Нотр-Дам за 2,5 часа. Стоимость 70 евро. Прочитайте 12 отзывов путешественников о данной экскурсии и гиде Марии. Рейтинг экскурсии максимальный — 5,0.

История создания и реставрация

Первый камень современного собора был заложен в 1163 году. По легенде, епископу Морису де Сюлли явилось видение нового величественного собора. И чтобы не упустить деталей, он быстро нарисовал грубый набросок. С этого и началось возведение прекраснейшего храма.

В настоящее время просторная площадь перед собором прекрасно раскрывает его фасад и мало напоминает то сооружение, о котором писал в своем романе Виктор Гюго.

До 19 века площадь была застроена жилыми домами, лавками и тавернами. Собор находился в упадке: разрушенные скульптуры, снесенные колокольни, почерневшие стены. Главы города подумывали снести одряхлевшее сооружение.

Вышедший в 1831 году роман привлек внимание общественности к проблеме разрушения памятника старины. На протяжении следующих двадцати лет шла реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка.

Первый этап строительства

Строительство собора было начато неизвестным мастером. Первоначальный план не сильно отличался от плана старой базилики Сент-Этьен.

Новшеством являлись оригинальные арки над хорами, а также чередование опорных и декоративных колонн.

Предусматривался и трансепт, не выдающийся за пределы нефа. В течение XII-XIII веков над собором работали друг за другом 4 мастера. В этот период появились хоры и прилегающая двойная галерея. 19 мая 1182 года был освящен алтарь. Завершилось строительство трех задних пролетов нефа, боковых проходов и кафедры.

Фасад украсился галереей королей и балконом Богородицы. Поднялись ввысь две башни. Для лучшего освещения собора были расширены верхние окна нефа. Добавлены арочные конструкции с внешней стороны здания или аркбутаны, взявшие на себя часть тяжести сводов. Появились боковые капеллы.

Второй период строительства

В XIII-XIV веках строительством руководили уже известные истории мастера. Они удлинили трансепт, поперечный неф крестообразно пересекающий основной.

На северной – слева и южной – справа его сторонах установили витражные окна – розетки. Именно в этот период добавили большую часть аркбутанов с внешней стороны собора. Благодаря им вся конструкция начала создавать ощущение легкости и невесомости, несмотря на колоссальное давление сводов.

Один из символов Парижа

Нотр-Дам-де-Пари - один из символов Парижа

Для многих образ главного фасада собора является визитной карточкой Парижа. Светлый, элегантный, утонченный и вместе с тем мощный, надежный. Игра вертикальных и горизонтальных линий придает фасаду неповторимую гармонию и строгость одновременно. Башни собора возносятся к небу, напоминая, что собор был выстроен во славу Господа.

С восточной стороны собора, противоположной главному фасаду – необыкновенно элегантные и огромные аркбутаны, похожие на лапы паука. Погуляйте по саду и насладитесь мощью и величием архитектурного сооружения.

Южная сторона собора выходит к Сене. С противоположного берега открывается замечательный вид на Нотр-Дам-де-Пари.

Время посещения собора

Понедельник-суббота: с 8:00 до 19:00.
Воскресенье: с 8:00 до 12:30, с 14:00 до 17:00.
Вход свободный.

Сокровищница собора

Понедельник-пятница: с 9:30 до 18:00.
Суббота: с 9:30 до 18:30.
Воскресенье: с 13:30 до 18:30.
Стоимость билета: 5 евро, льготный 2 евро.

Башни собора

Ежедневно, апрель-сентябрь.
Понедельник-четверг: с 9:00 до 19:30.
Пятница-воскресенье: с 9:00 до 21:00.
Ежедневно, октябрь-март: с 10:00 до 17:00.
Стоимость билета 10 евро.

Орган

Большой орган можно услышать ежедневно с 11:30 во время богослужений.
Каждое воскресенье с 16:00 до 17:00 – органные концерты.

Терновый венец

Увидеть его можно в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу католического Великого поста в 15:00.
В страстную пятницу, по католическому календарю, венец выносят с 10:00 до 17:00.

Собор в цифрах

  • 41 метр в ширину;
  • 43 метра высота до основания башен;
  • 68 метров высота башен;
  • 130 метров длина собора Нотр-Дам.

Главный фасад

Главный фасад Собора Парижской Богоматери

Галерея Ветхозаветных царей

Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.

Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.

Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.

Балкон Богородицы

Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.

Верхняя галерея

Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.

Нижний горизонтальный ряд фасада

Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.

Портал Святой Анны

Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.

Портал Святой Анны в Нотр-Дам-де-Пари

В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.

Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.

Портал Богородицы

Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.

В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.

На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.

Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.

Портал страшного суда

Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.

На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.

Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.

Тайны барельефов

На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.

На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.

Интересные факты о Соборе

Интересные факты о Соборе Парижской Богоматери

История о парижских волках

Голодной зимой 1450 года на парижан обрушилась напасть. Сквозь городские стены проникла стая волков. Животные зверствовали, грызли жителей и держали всех в страхе. Особый ужас внушал вожак стаи, прозванный «куцый хвост».

Жертвами стаи стали уже 40 человек. Необходимо было принимать крайние меры.
Хитростью жители умудрились заманить вожака в самое сердце города, к собору Богоматери. Вся стая последовала за ним.

Здесь на тесной соборной площади, на самых ступенях собора, вооружившись палками, вилами и камнями, парижане окружили стаю. Завязалась настоящая схватка.

Когда силы горожан уже были на исходе, с балюстрады собора на морду «куцего хвоста» обрушился тяжелый камень. Потеряв вожака, стая распалась и была уничтожена. Парижане посчитали, что Богоматерь – покровительница собора, помогла им справиться с волками.

Ворота Нотр-Дам-де-Пари

История создания ворот Нотр-Дам окутана легендой. До сих пор остается неясным способ их изготовления. Литье или ковка?

Говорят, что кузнец Бискорне, которому было поручено создать ворота для самого красивого храма в Париже, боялся, что его работа не сможет тягаться в изяществе с самим собором, призвал в помощники дьявола. Невиданные по своей красоте ворота украсили порталы собора, но не открывались, пока их не окропили святой водой.

По городу пошли слухи, которые не смог развеять и сам мастер. Вскоре после изготовления шедевра он умер. По мнению горожан, дьявол забрал его душу в обмен на оказанную помощь.

Горгульи и химеры

Удивительные фигуры фантастических существ первыми приветствуют вас на галерее. Это горгульи и химеры, они появились во время реставрации Виолле-ле-Дюка. Вызвали взрыв негодования одних и восторженные комплименты других.

В средневековье горгульи использовались для отпугивания злых духов от жилищ и святилищ. На самом деле они играют роль водостоков.

Нулевой километр

Нулевой километр Франции

На площади перед собором расположен нулевой километр Франции. Существует примета, что если постоять на нем, обязательно вернешься в Париж.

Жанна д’Арк

Справа от портала Сент-Этьен расположена статуя Жанны д’Арк. Именно здесь в 1455 году Изабелла Роме, мать Жанны, обратилась с петицией об отмене решения суда по обвинению ее дочери в ереси, принятом 24 годами ранее.

Здесь же в 1909 году Жанна д’Арк была причислена к лику святых, а 16 мая 1920 года канонизирована.

Существует версия, согласно которой Жанна не была сожжена на костре, а вернулась к королевскому двору после четырех летнего заточения. Она получила под командования войска, а затем вышла замуж.

Шпиль

С галереи хорошо виден утонченный шпиль собора. Первый был возведен в 1250 году и служил колокольней.

Как и многие элементы собора, шпиль не пережил Великую французскую революцию. Виолле-ле-Дюк воссоздал его, но легким и невесомым, теперь он не является колокольней. Шпиль венчает флюгер в виде петуха, который держит в клюве частицу тернового венка мощей Сен-Дени и святой Женевьевы.

Реликвии были размещены здесь 25 октября 1935 года. Они призваны защищать каждого приходящего в собор за молитвой или в поисках успокоения.

12 бронзовых фигур апостолов расположились у основания шпиля. Существует мнение, что моделями служили реставраторы. Себя Виолее-ле-Дюк изобразил в образе Святого Томаса. Высота шпиля с флюгером 96 метров.

Колокола собора

Четыре колокола расположенные на северной башне ежедневно оповещают парижан о наступлении каждого нового часа, а также созывают на службу. Сегодняшние колокола были установлены на башню в 1854 году.

Внутреннее убранство собора

Нельзя не восхититься открывшемуся взору величию, оказавшись внутри. Огромные внутренние пространства собора или неф длиной 110 и высотой 33 метра потрясает грандиозными размерами и ритмичностью своих опор.

Внутреннее убранство собора

Свет, струящийся сквозь цветные витражные окна, наполняет его легкостью и великолепием. Каждый камень здесь безмолвный свидетель истории. Сюда стремились уставшие и отчаявшиеся, счастливые и ищущие люди и находили приют, успокоение и умиротворение.

Посмотрите, как легко возносятся вверх колонны, поддерживающие стрельчатый свод. Удивительно, как удалось средневековым архитекторам, так точно рассчитать инженерную сторону постройки, позволившую собору стоять века на зыбкой почве небольшого островка.

Майские картины

Капелла южного нефа ранее считалась капеллой гильдии ювелиров, которые придумали замечательную традицию майских подношений Богоматери. В период с 1630 по 1707 год, практически ежегодно, 1 мая собору преподносилась картина, называемая майской.

Майские картины

Всего в Нотр-Дам было передано 76 картин, каждая имеет размер около 2,5 на 3,5 метра. Сюжеты для полотен выбирались при непосредственном участии служителей церкви и их обязательном одобрении. Художники, которые удостаивались чести написать полотно, в основном были членами или друзьями королевской академии живописи и скульптуры, основанной в 1648 году.

Изначально полотна выставлялись на всеобщее обозрение перед собором, а позже занимали свои постоянные места в сводчатых галереях нефа, хоров и капелл. Картины сопровождались поэтическими комментариями.

Картины в Нотр-Дам

В начале XVIII века гильдия ювелиров начала испытывать финансовые трудности и замечательная традиция майских даров прервалась. Как и вся церковная собственность, майские картины были конфискованы государством в 1793 году. Часть картин вернулась в собор после революции, однако, во время реставрации Виолле-ле-Дюк, ратовавший за чистую готику, решил не использовать их в интерьере собора. До наших дней дошло около 50 из 76 картин, и часть из них сейчас демонстрируется в Нотр-Дам в капеллах нефа. Некоторые из уцелевших картин можно по-прежнему увидеть в Лувре и некоторых французских церквях.

Алтарь

Деревянные панели стен алтаря собора

Алтарь выполнен в иной форме, чем весь собор в целом. Пышный барочный стиль нового алтаря резко контрастирует со строгой, элегантной готикой. Эта неожиданная дисгармония придает собору особый шарм. Вряд ли современники Людовика XIV разделили бы эту точку зрения.

Вот как описывает новый алтарь Виктор Гюго: «А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, тяжелым каменным саркофагом, украшенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалидов? Кто так нелепо вделал в плиты карловингского пола, работы Эркандуса, этот тяжелый каменный анахронизм? Не Людовик ли XIV, исполнивший желание Людовика XIII?».

Обществу XVII-XVIII веков не нравилась готика, ее считали варварской, мрачной, архаичной и слишком уж строгой. Несмотря на утрату огромного количества произведений искусства, эта эпоха привнесла и новые шедевры в интерьер Собора Парижской Богоматери.

Несколько скульптур работы Гейома Кусту расположены в глубине алтаря. Одна из них «Пьета», с обеих сторон скульптурная группа окружена статуями королей Людовика XIII, выполненная Николя Кусту и Людовика XIV, скульптора Антуана Куазевокса. Серия из 6 бронзовых ангелов, с орудиями страстей христовых, довершают композицию.

Окна розетки

Помимо алтаря, современными стали и окна розетки. Цветные витражи были заменены простыми стеклами. Так как, по мнению современников, цветное стекло слишком затемняло собор и выглядело вычурно. Был демонтирован шпиль собора, а в годы революции разрушена большая часть статуй фасада, включая галерею королей. Для Нотр-Дам наступило время забвения и упадка.

Витражи и розетки в Нотр-Дам-де-Пари

Именно здесь в 1804 году короновался Наполеон. Жан Луи Давид «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины в Соборе Парижской Богоматери». 2 декабря 1804 года, Лувр

Северная и южная розы трансепта – шедевры витражного искусства средневековья. Диаметр каждой около 13 метров. Они сохранили несколько витражей XIII века. В 1939 году витражи сняли, чтобы уберечь от немецких бомбардировок.

Северная роза сохранилась наиболее хорошо. В центре витража Богоматерь держит на руках младенца Иисуса, в окружении 80-ти библейских персонажей. Основной цвет витража синий, он символизирует бесконечность.

Южная роза была установлена в 1260 году и является даром короля Людовика IX. Основной цвет витража – фиолетовый, она посвящена Новому Завету.

Флаги государств в Соборе Парижской Богоматери

84 цветных витража образуют четыре круга. В центральном медальоне Христос, окруженный ангелами и святыми. 12 апостолов располагаются в первом и втором кругах вместе с прочими фигурами. Сцены из Нового и Ветхого Завета в третьем и четвертом кругах. Тут же в четвертом круге святые и мученики, традиционно почитаемые во Франции, а также мудрые девы.

Райская свита из 16 апостолов разместилась под розеткой. Они были выполнены в XIX веке, в мастерских Виолле-ле-Дюка, который черпал вдохновение в соборе Шартра.

Деревянные панели стен алтаря

Слева по ходу движения по галерее хоров внешняя стена алтаря, украшенная картинами на деревянных панелях. В средние века подобные изображения служили библией для неграмотных прихожан. На южной стене в девяти фрагментах серии, отделенных друг от друга небольшими колоннами, изображены события после Воскресения Христа.

На противоположной – северной стене алтаря располагаются 14 сюжетов, плавно перетекающих один в другой и описывающих события и жизнь Христа до Страстей.

Порядок расположения картин говорит о том, что прихожанин должен был осматривать алтарь против часовой стрелки.

Капеллы

Центральная капелла апсиды – капелла Богоматери. В капелле святого Марселя можно ознакомиться с конструкцией собора и видом средневековой стройплощадки на примере представленных макетов.

Соборный орган

Настоящее сокровище Нотр-Дам, один из самых значительных в мире, расположен на органном балконе, над центральным входом. Орган состоит из 8 000 труб, почти 900 из которых – исторические.

Орган в Соборе Парижской Богоматери

В бухгалтерских книгах собора за 1330 год есть запись о выплате жалования органисту. Таким образом, мы можем точно сказать, что уже в средневековье под сводами собора звучала удивительная органная музыка.

Сейчас в инструменте 109 регистров, 5 мануалов и педали. В 1992 году были завершены работы по компьютеризации органа.

Многочисленные партитуры были специально созданы для этого инструмента. Большой орган можно услышать ежедневно с 11:30, во время богослужений. Его звучание под сводами собора станет одним из сильнейших впечатлений, которые вы получите в Париже.

Капеллы северного нефа

В ближайшей к выходу капелле находится купель, изготовленная в соответствии с инструкциями Виолле-ле-Дюка, а также майское полотно 1634 года Жака Бланшара «Сошествие Святого Духа».

Оцените статью
1Paris
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы принимаете политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!